Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих, прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.

Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П. Торранс пишет: “Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее” .

С точки зрения М.Р. Львова, “Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-центрированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

Творчество младших школьников можно разделить на так называемые составные: рисование, музыка, конструирование, литература. Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника.

На сегодняшний день учеными и методистами разработаны различные методы, приемы, направленные на развитие творческих способностей учащихся младших классов. Сначала остановлюсь на сочинительской деятельности, которая “красной нитью” проходит через все формы работ на уроках “Литературы как предмета эстетического цикла”, разработанных Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. С первых уроков дети знакомятся с “секретами”, которые автор “прячет” в своем произведении. Разгадывая эти “секреты”, дети сами учатся работать в позиции “автора”, то есть творить, сочинять, придумывать.

Художественному творчеству детей на уроках этого курса отводится большое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения. С психологической точки зрения именно художественное творчество является условием развития читателя: “от маленького писателя к большому читателю”.

Я придерживаюсь мнения авторов о том, что один из важнейших типов работы по развитию творческий способностей младших школьников на уроках литературы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни. Всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, старой и новой кастрюли) – все это не только развивает видение конкретно-чувственного облика мира, но и помогает открыть в предмете внутреннюю жизнь, родственную внутренней жизни ребенка. М.М. Пришвин назвал это свойство художника “родственным вниманием” и считал, что им обладают все люди, только у художников оно лишь в большей степени развито.

На уроке литературы, развития речи и внеклассного чтения мои ученики пробуют “оживлять”, “очеловечивать” окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, листиком, сосулькой и т.д.

Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов “открытия”, собственного видение предмета. Ниже привожу пример письменных работ маленьких авторов, в которых ими сделана попытка “оживления” предмета через собственное видение мира.

На уроках литературы мы знакомимся с многими жанрами устного народного творчества, а именно: побасенка, загадка, пословица, считалка, небылица, потешка, сказка. При изучении любого жанра идет кропотливая работа, в результате которой дети “ощупывают”, “осматривают” его со всех сторон. Каждый жанр имеет свое отличие, но внутренняя структура, построение их одинаковое. Работа над любым жанром начинается с выяснения его задачи, картинки жизни и как она строится. Далее шла работа над предложением, словом, звуком, ритмом и рифмой этого жанра. Познакомившись со структурой и разобрав несколько произведений в классе, дети уже вполне самостоятельно могли сочинить свои загадки, побасенки и т.д. Все авторские работы обязательно зачитываются, разбираются, критикуются, а затем оформляется литературный журнал “Наше творчество”.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения – миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным “узким” характером темы, например: “Лиса”, “Почка”, “Собака и щенята”, “Воробей”. К сочинениям – миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения – миниатюры описательного характера. Часто учителя дают задание описать лист березы, или снег, или белку и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дало ребятам возможность описывать какой–либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица.

Интересно и увлекательно можно писать сочинения на уроках по изучению окружающего мира. К сожалению, до сих пор в школе нет единой программы проведения сочинений по разным предметам. “Сочинения должны даваться не только учителями русского языка, но и преподавателями других предметов, - писал еще в 1915 году Н.К. Грунский. –Эти мысли проводились уже давно, но как – то не находили они до сих пор применения на практике”.

Придерживаясь мысли Н.К. Грунского, мы использовали этот вид работы на уроках природоведения. При изучении темы “Лесная зона” ребята писали сочинения от лица рассказчика – героя – насекомого, птиц, животных.

Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на месте животных и почувствовать их проблемы, познакомиться с трудностями существования братьев меньших. Дети становятся добрее к природе. Многие впервые узнали, какие беды для природы несет в себе человек. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие технического этапа чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

В программе начальных классов очень много замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?

Мы познакомили учеников с четырьмя “секретами” стихотворений. С этой целью провели четыре узловых урока по темам: “Грохочет слово, словно гром”, “Квинтер, квантер, жес!”, “Похожие хвосты” и “Щука щуку укусила”, после которых ученики сделали такие выводы и открытия:

авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они звуками пишут. И секрет этот называется “звукопись”;

в стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихотворения звучат размеренно, ритмично;

в стихах есть рифма, т.е. слова, похожие по звучанию;

писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.

После каждого узлового урока шли по два – три отработочных, на которых усваивался “открытый секрет” и проводились тренировочные игры и упражнения. Например:

1) Ассоциации по сходству.

Задумать предмет и найти для него 3-5 сравнений. По этим сравнениям дети должны угадать задуманный предмет.

2) Найди пару.

Небо – земля, пол – ?.

Стакан – подстаканник, свеча – ?.

3) Отгадка в рифму.

С помощью этой игры можно незаметно подвести малышей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания. ( Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

Многие наши ученики, познакомившись с “секретами стихов”, открыли в себе большие таланты и возможности.

И в заключениe хочется еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка, литературы, окружающего мира приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.

В заключение необходимо отметить, что творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка, литературы, окружающего мира;

способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях;

положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.

Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д, где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.