Упражнения по развитию речи детей и улучшению техники чтения

Общая Добавить комментарий   

Всем учителям начальной школы зна¬кома проблема обучения грамотному пись¬му своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко. Напомним, что в таких случаях надо обратиться на школьный ло¬гопедический пункт. Логопед, проанализи¬ровав имеющиеся в письменных работах ошибки, возможно, определит дисграфию и окажет необходимую помощь...

Однако, как любое негативное явле¬ние, его лучше предупредить, чем позже переучивать ученика.

Еще К. Д. Ушинский писал: "Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в разли¬чении этих звуков — вот главное основа¬ние правописания". Из чего следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух. "Чут¬кое ухо" — это то, что теперь мы называ¬ем фонематическим слухом. Фонематиче¬ская недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артику¬ляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, r-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.

Ошибки на пропуски букв (гласных и согласных) объяснимы несовершенством звуко - буквенного анализа. Замечено так¬же, что если ребенок к моменту поступ¬ления в школу не овладел (в практичес¬ком плане) понятиями "предложение", "слово", то к вышеназванным ошибкам прибавляются и такие, как: необоснован¬ный разрыв или слияние слов, отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в начале его.

Как же предупредить эти ошибки?

Для начала уточним понятие "рас¬сказ" (текст). Подбираем текст, даем ус¬тановку быть внимательными, чтобы по¬том суметь передать содержание своими словами. Текст прочитан. Задаю вопросы:

— Что я прочитала?... (Это рассказ.)

Повторим вместе. Кто может передать со¬держание рассказа? (Заслушаем два-три пересказа.) Что мы сейчас делали?

— Пересказывали... слушали рассказ. Предлагаемый вид работы повторяем

несколько раз.

Далее используем серии сюжетных картинок. Совместными усилиями распо¬лагаем картинки в нужной последова¬тельности, составляем рассказ, рассказы¬ваем содержание. Подводим итог:

— Что мы составили? (Рассказ.) О ком рассказ? (...)

Обратимся к этому виду работы так¬же несколько раз, акцентируя внимание на термине "рассказ" (текст).

Следующая цель: дать понятие "пред¬ложение" как часть рассказа. Сообщаю, что рассказ состоит из предложений. По¬вторим это хором и по одному. Задание: будем считать предложения и загибать пальцы, для чего руку, согнутую в локте, поставим на стол. Вслух читается неболь¬шой текст (4 — 5 предложений) с вырази¬тельными паузами между предложениями.

Задаю вопросы:

— Что мы делали? (Считали предло¬жения.) Сколько предложений в этом рассказе?

Второе задание: прислушаться, чтобы сосчитать предложения, обратив внима¬ние на паузы (остановки). Считать надо "по секрету", спрятав руки под парту.

Вопросы:

— Сколько предложений в этом рас¬сказе? Что длиннее: рассказ или предло¬жение? Что короче: рассказ или предло¬жение? Из чего можно составить рассказ? Как удалось правильно подсчитать предло¬жения? К чему прислушивались? (К пау¬зам, к остановкам.) Где была пауза? (В конце предложения.)

Делаем вывод: надо не просто слу¬шать, а прислушиваться.

Третье задание: придумать предложе¬ние по данной сюжетной картинке, где действующее лицо — одушевленный предмет. Например, кошка ловит мышку. Контрольные вопросы:

— Что придумал(а)? (Предложение.) Сколько предложений придумал(а)?

Четвертое задание: придумать предло¬жения по сюжетной картинке с нескольки¬ми действующими лицами. Дадим имена детям, изображенным на картинке (Катя, Саша, Таня, Вова), придумаем про каждого предложение, например: Саша несет хво¬рост. Вова разжигает костер. Катя до¬стает из сумки продукты. Гоня помогает.

Контрольные вопросы те же, что и в предыдущем задании.

Пятое задание: предлагается текст на плакатике. Здесь первая буква в предло¬жении и точка в конце предложения вы¬делены красным цветом.

Учитель читает текст.

— Что я прочитала? (Текст, рассказ.) Привлекается внимание к заглавию

рассказа. Примерный текст:

Шалун.

Вот кот. Он уронил бидон. Молоко потекло. Кот лакал молоко.

— Из чего составлен рассказ? (Из предложений.)

Ведущий читает предложение.

— Что я прочитала? (Предложение.) Предложение показываем указкой, об¬ращая внимание на начало предложения (большая буква) и на его конец (точка).

Задание:

— Покажи второе предложение. Что ты показал(а)? Сколько предложений ты показал(а)? Как заметить начало предло¬жения? (...) Как показан конец предложе¬ния? (...) Сколько предложений в этом рассказе? (...)

Вывод: если быть внимательным, лег¬ко можно заметить начало и конец пред¬ложения.

Эти задания индивидуальные: сосчи¬тать предложения в тексте, состоящем из 3, 4, 5 предложений.

Вопросы:

— Сколько предложений в твоем рас¬сказе? А в твоем?

Переходим к толкованию термина "слово". Ведущий:

— Серый волк в густом лесу встретил

рыжую ...? Предложение закончилось? Что нужно добавить? (Слово.) Будем до¬бавлять слова. Вот загадки-добавлялки: Хитрый след плести стараясь, по сугро¬бам прыгал ... (заяц). Верещунья-белобока, а зовут ее ... (сорока).

В качестве речевого материала могут быть использованы и другие рифмован¬ные строчки.

— Что мы добавляли? (Слова.) Что по¬лучалось? (Предложения.) Делаем вывод: из чего можно составить предложение? (Предложение можно составить из слов.) Что короче? Что длиннее? Предложение или слово?

Собака. Что я сказала? (Слово.) Слово, да слово, да слово. Что получится? (Пред¬ложение.)

Задание: придумать предложение со словом собака.

Ведущий:

— Стол. Карандаш, Тетрадь. Что я сказала? (Слова.) Сколько слов? Можно ли назвать это предложением? Почему? (Предложение всегда понятно. В предло¬жении говорится о ком-то или о чем-то.)

Вывод: не всякий набор слов является предложением.

Задание: прислушаться, сосчитать слова в предложении (руки под партой). Приме¬ры: предложения без предлогов и союзов.

Предлагается плакатик с текстом "Шалун" (см. выше).

Задание: покажем указкой первое предложение и подсчитаем в нем слова.

Ведущий читает слова, дети показыва¬ют указкой.

— Сколько слов в первом предложении?

— Как пишутся слова друг от друга? (Отдельно.)

— Повторим это вместе и по одному. Учитель чертит на доске I______.

— Что может обозначать эта полоска с высоким уголком в начале? И с точкой на конце? (Предложение.)

— Будем рисовать схемы предложе¬ний. Слова обозначим более короткими полосками.

Например:

Кот уронил бидон

Проговорим слова за учителем и пока¬жем соответствующие полоски. Объяс¬ним: в этом предложении три слова. Задание: а) начертить схему предло¬жения (с опорой на текст); б) то же на слух (беспредложные предложения).

Работа над слогом

1) Демонстрируются одна за другой предметные картинки, названия которых представляют одно-, двух-, трехсложные слова, которые легко делятся на слоги: дети, школа, ученики и др.

Задание: проговорить слово по слогам, отстукивая его слоговую структуру паль¬цем по столу (доске, парте). Объяснить:

— В этом слове два слога. (Не допус¬кать однословных ответов.) Уясним, что слог — это часть слова.

2) По данной схеме придумать слово со¬ответствующей слоговой структуры. На до¬ске последовательно вычерчиваются схемы:

у- че- ни- ки сум- ка стол

Учитель дает образец ответа. Ответы детей устные — с объяснением или без. Каждый раз подводится итог:

— Что мы сейчас придумывали? (Сло¬ва.) Из скольких слогов? (Из трех слогов.)

3) Подключаем повторение изученно¬го. Задание: по данной сюжетной картин¬ке придумать предложение из трех слов, показать его графически:

Дети ловят рыбу. I_______________.

Дополнили схему черточками-слогами.

К схеме может быть подробный или краткий комментарий.

К данной теме близко примыкает тема "Ударение". Цели: продолжить автомати¬зацию процесса деления слов на слоги и, обучая выделению ударного слога в сло¬ве голосом, развиваем фонематический слух.

1) Беседа: Телефон.

— Что я сказала? (Слово.) Те-ле-фон. Как я его сказала? (По слогам.)

— Те-ле-фоон. Как я произнесла по¬следний слог? (Протяжно.)

Вывод: слог, который можно протянуть, называется ударным, на него падает ударе¬ние. (Показываю знак ударения.) Осталь¬ные слоги — безударные. Повторим хором. Запомним.

2) Зачем надо уметь ударный слог вы¬делять? Узнаем из стишка:

Ударный слог. Ударный слог. Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит. И четко речь моя звучит.

— В каких словах стихотворения дан ответ на поставленный вопрос? (Ударе¬ние делает нашу речь четкой.)

— А еще зачем очень важно правиль¬но определить место ударения в слове?

Демонстрируются две предметные кар¬тинки, на них слова:

Замок и замок.

Называем картинки, выделяя ударный слог. Вывод: от ударения зависит смысл слова. Запомним.

3) Предлагаются картинки, обознача¬ющие только трехсложные слова (бабуш¬ка, конфета, самолет). На доске слоговая схема: — — —

Ведущий называет картинку, выделяя голосом ударный слог. Дети отраженно повторяют интонацию. Ставим знак уда¬рения в схеме и еще раз проговариваем вместе с детьми. Обращаем внимание, что на ударном слоге палец задерживается, как бы подсказывая место ударения. Про¬буем перенести ударение в слове. "Кри¬вое" слово получается. Так не говорят. Смешно!

4) То же упражнение учащиеся вы¬полняют самостоятельно.

Образец ответа:

— В этом слове три слога (бабушка), ударение падает на первый слог.

В дальнейшем предлагаются слова из одного, двух, трех слогов довольно про-должительное время.

Тема "Звук и буква" имеет отношение не только к формированию письменной речи, но и предупреждает "побуквенное" чтение.

1. Беседа.

— Прислушаемся к шумам за дверью, на улице. Что слышим? (Звуки.) А, О, У. А это что? (Тоже звуки.) Уточним: это звуки речи. Что такое звуки речи? (Зву¬ки речи мы не только слышим, но и про¬износим.) Повторим вместе. Запомним.

— Чем обозначаются звуки речи на письме? (Буквами.) Что такое буквы? (Это то, что мы пишем и читаем.)

2. У доски последовательно выставляем буквы а, о, у, ы, и, уточняем их название (буква а и звук [а] и т.д.) и артикулируем перед зеркалом и без него, путем осязания положе¬ния губ в момент произнесения (потрогать губы пальцами). Это гласные буквы (звуки). У каждого ребенка набор данных букв.

3. Ведущий беззвучно называет эти буквы. Дети должны поднять соответст¬вующую букву.

4. Задание то же. Речевой материал для учителя:

Окунь. Узел. Иглы. Адрес. Имя. Утки. Окна. Иней. Умный. Игры. Август. Ост¬ров. Угол.

Дети называют и показывают первую букву, она под ударением.

5. Задание: прислушаться, запомнить, повторить.

Цель: тренировка внимания, слуховой памяти и правильной артикуляции.

Речевой материал: звуковые дорожки из рядов гласных.

Первая ступенька: а-о-у, о-у-а, у-о-а.

Вторая ступенька: ао-уы, уо-ыа, оу-аы, ыо-уа.

Третья ступенька трудности: ау-оы, и, иа-уо-ы, оы-аи-у и т.д.

"Дорожки" предлагаются на слух, ли¬цо ведущего скрыто за экраном. Данное упражнение предлагается ежедневно в виде фонематической "пятиминутки".

6. Демонстрируются предметные кар¬тинки, названия которых представляют односложные слова с данными буквами (кит, дом, рак). Дети показывают нуж¬ную букву и объясняют:

— В этом слове (кит) я слышу звук [и] и напишу букву и.

7. Сравнить известные гласные с извест¬ными согласными. Сделать вывод, что при произношении гласных во рту не возникает никакой преграды: язык не работает, губы как бы помогают произнести четко: о, у... Есть звуки согласные, при произношении которых во рту возникает какая-нибудь преграда, препятствие, например, звук [б].

При произнесении этого звука губы смыкаются. Значит, губы — преграда. При произношении звука [д] язык работает, он поднят кверху и упирается в верхнее нёбо. Язык является преградой. И т.д.

8. Будем учиться различать гласные и согласные звуки.

Детям раздаются по два флажка, сде¬ланные из бумаги: белый и красный.

Объясняем: красный флажок — звук гласный, белый — согласный. Учитель на¬зывает изученные гласные и знакомые де¬тям согласные. Звуки, а не буквы (помним: буква "бэ", а звук [б], буква "эн", а звук [н].

Дети "сигналят" флажками. Сначала с комментарием. (Это звук гласный — фла¬жок красный.) (Это звук согласный — флажок белый.)

9. Задание: назвать картинку (дом, кот, лук, мак, бык, кит), выделить на слух со¬гласные звуки.

Далее обучаем элементарному звуко-слоговому анализу, установлению после-довательности звуков, чередованию глас¬ных и согласных.

Оперируем символами звуков — фиш¬ками произвольной формы (круглой или квадратной) красного и белого цвета. Для фронтальной работы в классе у доски фиш¬ки крупного формата (10x10 см), для инди¬видуальной работы на парте — более мел¬кие. Используем известные гласные буквы, каждый раз соотнося гласный звук (крас¬ную фишку) с соответствующей гласной буквой, вставляя ее в прорезь красной фишки (у доски).

Последовательность работы:

а) односложные слова без стечения согласных (дом, мак)',

б) двусложные слова (рамы, раки) (от¬крытый слог + открытый слог);

в) двусложные слова (открытый слог + закрытый) (замок, кулак);

г) двусложные слова (закрытый слог + открытый слог) (парта, пилка);

д) двусложные слова (закрытый слог + закрытый слог) (ландыш, фонтан);

е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (бант, волк);

ж) односложные слова со стечением со¬гласных в начале слова (стол, слон, кран);

з) двусложные слова разной звуковой структуры с изученными гласными.

В зависимости от возможностей детей можно совместить на одном занятии пункты а, б, на следующем — б, в, г, д, на следующем — е, ж. Методика работы

Тема: Односложные слова без стече¬ния согласных. Двусложные слова (от¬крытый слог + открытый).

Демонстрируется картинка "мак", на¬зываем ее.

Беседа:

— Какой первый звук слышим? [м]. Как он называется? (Согласный.) Какого цвета фишкой обозначим его? (Белой.) У доски выставляется фишка крупного формата.

— Какой следующий звук слышим? [а]. Он?.. (Гласный.) Какую фишку упо¬требим? (Красную.) Какую букву вста¬вим в прорезь красной фишки? (Букву а.)

- Какой последний звук в слове? [к]. Он согласный?

Контрольные вопросы:

— Сколько звуков в этом слове? Сколь¬ко согласных? Сколько слогов? Доказать. (Сколько гласных, столько и слогов.)

Схема:

am a

мак

Задание: как сказать, если маков мно¬го? (Маки.) "Напишем" фишками это сло¬во, используя гласные буквы, соотнеся их с красными фишками.

Схема: П М П • маки

При работе с односложными словами со стечением согласных использовать прием словообразования, например: Лист, листик, листы, листики Стол, столик, столы, столики На определенном этапе обучения уже не понадобится подробный комментарий при "письме" фишками как у доски, так и в индивидуальном порядке. Для индивиду¬альной работы предусмотреть наборы глас¬ных букв и фишек мелкого формата для каждого ребенка, а также наборы предмет¬ных картинок (4 — 6 штук), названия кото¬рых соответствуют звуковой структуре слов, изучаемых в данный момент.

В результате проделанной работы у детей формируется направленность вни¬мания на звуковую сторону речи, уточня¬ются представления о звукобуквенном и слоговом составе слова.

В активный словарь введены слова-тер¬мины: звук, буква, слог, слово, предложение, ударение, гласные, согласные. В определен¬ной степени восполняются пробелы в фор-мировании фонематических процессов. Впереди работа по дифференциации твер¬дых и мягких, звонких и глухих согласных.

 

Творческие работы учащихся на уроках

Общая Добавить комментарий   

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих, прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.

Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П. Торранс пишет: “Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее” .

С точки зрения М.Р. Львова, “Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-центрированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

Творчество младших школьников можно разделить на так называемые составные: рисование, музыка, конструирование, литература. Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника.

На сегодняшний день учеными и методистами разработаны различные методы, приемы, направленные на развитие творческих способностей учащихся младших классов. Сначала остановлюсь на сочинительской деятельности, которая “красной нитью” проходит через все формы работ на уроках “Литературы как предмета эстетического цикла”, разработанных Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. С первых уроков дети знакомятся с “секретами”, которые автор “прячет” в своем произведении. Разгадывая эти “секреты”, дети сами учатся работать в позиции “автора”, то есть творить, сочинять, придумывать.

Художественному творчеству детей на уроках этого курса отводится большое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения. С психологической точки зрения именно художественное творчество является условием развития читателя: “от маленького писателя к большому читателю”.

Я придерживаюсь мнения авторов о том, что один из важнейших типов работы по развитию творческий способностей младших школьников на уроках литературы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни. Всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, старой и новой кастрюли) – все это не только развивает видение конкретно-чувственного облика мира, но и помогает открыть в предмете внутреннюю жизнь, родственную внутренней жизни ребенка. М.М. Пришвин назвал это свойство художника “родственным вниманием” и считал, что им обладают все люди, только у художников оно лишь в большей степени развито.

На уроке литературы, развития речи и внеклассного чтения мои ученики пробуют “оживлять”, “очеловечивать” окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, листиком, сосулькой и т.д.

Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов “открытия”, собственного видение предмета. Ниже привожу пример письменных работ маленьких авторов, в которых ими сделана попытка “оживления” предмета через собственное видение мира.

На уроках литературы мы знакомимся с многими жанрами устного народного творчества, а именно: побасенка, загадка, пословица, считалка, небылица, потешка, сказка. При изучении любого жанра идет кропотливая работа, в результате которой дети “ощупывают”, “осматривают” его со всех сторон. Каждый жанр имеет свое отличие, но внутренняя структура, построение их одинаковое. Работа над любым жанром начинается с выяснения его задачи, картинки жизни и как она строится. Далее шла работа над предложением, словом, звуком, ритмом и рифмой этого жанра. Познакомившись со структурой и разобрав несколько произведений в классе, дети уже вполне самостоятельно могли сочинить свои загадки, побасенки и т.д. Все авторские работы обязательно зачитываются, разбираются, критикуются, а затем оформляется литературный журнал “Наше творчество”.

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения – миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным “узким” характером темы, например: “Лиса”, “Почка”, “Собака и щенята”, “Воробей”. К сочинениям – миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения – миниатюры описательного характера. Часто учителя дают задание описать лист березы, или снег, или белку и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дало ребятам возможность описывать какой–либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица.

Интересно и увлекательно можно писать сочинения на уроках по изучению окружающего мира. К сожалению, до сих пор в школе нет единой программы проведения сочинений по разным предметам. “Сочинения должны даваться не только учителями русского языка, но и преподавателями других предметов, - писал еще в 1915 году Н.К. Грунский. –Эти мысли проводились уже давно, но как – то не находили они до сих пор применения на практике”.

Придерживаясь мысли Н.К. Грунского, мы использовали этот вид работы на уроках природоведения. При изучении темы “Лесная зона” ребята писали сочинения от лица рассказчика – героя – насекомого, птиц, животных.

Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на месте животных и почувствовать их проблемы, познакомиться с трудностями существования братьев меньших. Дети становятся добрее к природе. Многие впервые узнали, какие беды для природы несет в себе человек. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие технического этапа чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

В программе начальных классов очень много замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?

Мы познакомили учеников с четырьмя “секретами” стихотворений. С этой целью провели четыре узловых урока по темам: “Грохочет слово, словно гром”, “Квинтер, квантер, жес!”, “Похожие хвосты” и “Щука щуку укусила”, после которых ученики сделали такие выводы и открытия:

авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они звуками пишут. И секрет этот называется “звукопись”;

в стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихотворения звучат размеренно, ритмично;

в стихах есть рифма, т.е. слова, похожие по звучанию;

писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.

После каждого узлового урока шли по два – три отработочных, на которых усваивался “открытый секрет” и проводились тренировочные игры и упражнения. Например:

1) Ассоциации по сходству.

Задумать предмет и найти для него 3-5 сравнений. По этим сравнениям дети должны угадать задуманный предмет.

2) Найди пару.

Небо – земля, пол – ?.

Стакан – подстаканник, свеча – ?.

3) Отгадка в рифму.

С помощью этой игры можно незаметно подвести малышей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания. ( Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

Многие наши ученики, познакомившись с “секретами стихов”, открыли в себе большие таланты и возможности.

И в заключениe хочется еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка, литературы, окружающего мира приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.

В заключение необходимо отметить, что творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка, литературы, окружающего мира;

способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях;

положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.

Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д, где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.